Суточное мониторирование по Холтеру

186.jpgСуточное мониторирование ЭКГ – метод непрерывной электрокардиографической регистрации по Холтеру, выполняемой в течение 24-48-72 и более часов. Суточное ЭКГ-мониторирование осуществляется с помощью клейких электродов, закрепленных на теле пациента, специальным портативным аппаратом-рекордером. В течение периода мониторирования пациент придерживается обычного образа жизни, ведя специальный дневник, где фиксирует свои действия и самочувствие.

Проведение суточного мониторирования ЭКГ важно для диагностики нарушений проводимости и ритма сердца, ИБС, оценки функционирования кардиостимулятора, контроля медикаментозной антиангинальной и антиаритмической терапии.

Суточное мониторирование ЭКГ, в отличие от обычной электрокардиограммы, регистрирует работу сердца непрерывно и длительно, в условиях привычной для пациента активности. Это дает возможность проследить изменения деятельности органа при физической и эмоциональной нагрузке, в периоды бодрствования и сна, динамику ритма и проводимости на протяжении суток и пр. Суточное мониторирование ЭКГ выявляет преходящие, в т. ч. жизнеугрожающие, эпизоды аритмии и ишемии миокарда, которые не удается зарегистрировать при стандартной ЭКГ или ЭхоКГ.

В отдельных клинических ситуациях, когда эпизоды изменения самочувствия возникают редко, мониторирование ЭКГ по Холтеру проводят в течение двух, трех или семи суток. При необходимости дифференциации кардиопатологии от заболеваний ЖКТ используется гастрокардиомониторинг – метод, сочетающий суточное мониторирование ЭКГ и измерение кислотности пищеварительного тракта. Суточное мониторирование ЭКГ является ценной методикой для правильной диагностики и оценки результативности лечения в кардиологии.

Показания

187.jpgОбследование с проведением суточного мониторирования ЭКГ рекомендовано пациентам с перенесенным инфарктом, стенокардией, мерцательной аритмией, артериальной гипертензией, сахарным диабетом, гипер- и гипотиреозом.
Процедура суточного мониторирования ЭКГ показана при симптомах, которые могут указывать на нарушения сердечного ритма (потере сознания, головокружении, сердцебиении, гипотонии), а также для прогнозирования риска развития грозных аритмий у пациентов с гипертрофической кардиомиопатией, синдромом удлиненного интервала QT или недавно перенесших осложненный инфаркт.
Суточное мониторирование ЭКГ выполняется с целью контроля работы электрокардиостимулятора и кардивертера-дефибриллятора, эффективности противоаритмического и антиангинального лечения.
Диагностическая манипуляция целесообразна при загрудинных болях, сердцебиении и одышке, возникающих на фоне эмоциональных, физических, психических нагрузок.

Противопоказаний к суточному мониторированию ЭКГ не существует. В период проведения исследования необходимо исключить тепловые и водные процедуры, контакты с электрическими приборами и установками, вибрацию.

Методика проведения

Для проведения суточного мониторирования ЭКГ используется портативное регистрирующее устройство, производящее запись ЭКГ в круглосуточном режиме для дальнейшей компьютерной дешифровки полученных данных. С помощью специальной программы выявляются и анализируются все виды нарушения ритма сердца, безболевые и болевые приступы ишемии и др. патология. Процедура неинвазивна и безопасна, не требует стационарного наблюдения.

188.jpgБольному производится установка холтеровского рекордера (записывающего устройства): на грудную клетку крепятся 7 клейких электродов, соединенных с регистратором. Небольшой рекордер пациент в течение суток носит на поясе или через плечо на ремне. Запись ЭКГ ведется непрерывно по 2-м, 3-м или 12-ти каналам. В процессе исследования больной придерживается обычного режима работы и отдыха, параллельно фиксируя в дневнике все свои действия (виды активности, сон, эмоциональные переживания, прием медикаментов), обстоятельства и время развития каких-либо симптомов (слабости, головокружения, удушья, давления в груди, сердцебиения, недомогания, кардиалгии, болей иной локализации и пр.), их длительность и способы купирования

По окончании суточного мониторирования ЭКГ рекордер снимают, подключают к компьютеру с соответствующим программным обеспечением, подвергают обработке и расшифровке. При интерпретации полученных данных результаты графической записи сопоставляются с описанием жалоб и действий пациента. На основе информации, полученной в результате суточного мониторирования ЭКГ, кардиолог назначает дальнейшие обследования и лечение.